Кучина Наталья Евгеньевна 
  Учитель начальных классов 

   г.о. Люберцы

  +79266965634

  +7(495)5014218

 ЧИТАТЬ И   ПОНИМАТЬ .

КАК 

Технология формирования смыслового чтения

 

                                          

 

  Чтение с остановками (цель: контролировать осмысление текста при чтении, связать происходящее в художественном тексте с реальной жизнью.
Учитель предлагает работать с текстом следующим образом: "Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы». Вопросы могут быть направлены на проверку понимания, а также – на прогноз содержания последующего отрывка, а также на сопоставление жизненной ситуации с происходящим в тексте.Задавая вопросы, мы постепенно подводим учащихся к самостоятельному формулированию основного замысла произведения.

  Не каждый текст подойдет для данного приёма. Желательно     подобрать текст, главная мысль которого не ясна с самого         начала, она как бы "лежит между строк". Педагог должен             заранее продумать, где делать остановки и на чем   акцентировать внимание учащихся.
    После прочтения текста можно использовать любой послетекстовый прием.

 

 Смысловое чтение- это такое КАЧЕСТВО чтения, при котором достигается понимание, смысл любого текста, будь то художественный, информационный, стихотворный текст, будь то несплошной текст(таблица, диаграмма).

 

 

 

 

.

Предтекстовые( до того, как Вы приступили читать с детьми)

  •  "Глоссарий"(детям предлагается список слов по теме текста),
  • "Ориентиры предвосхищения"( перед прочтением   детям дается табличка с суждениями, предлагается отметить, с какими они согласны; после прочтения идет возвращение к таблице, осмысливание, что было угадано, а что-нет),
  • "Батарея вопросов"( актуализирующие вопросы по теме).

 

                   Текстовые(во время чтения):

  •    Чтение вслух попеременное  (читающие  должны читать с пониманием,  задача слушающих - задавать чтецу   вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст).    
  •   «Чтение про себя с пометками» (работа с научными                    текстами):
  •      Ученик  делает на полях заметки :  V - уже знал; + - новое;- - думал иначе;  ? - не понял, есть вопросы.
  •    Чтение в парах(ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в порочитанном).
  ЕСЛИ ВАШИ ДЕТИ ЧИТАЮТ И НЕ ПОНИМАЮТ ПРОЧИТАННОГО
  ЕСЛИ ВАШИ ДЕТИ НЕ МОГУТ ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ ИЗ ПРОЧИТАННОГО
  ЕСЛИ ВАШИ ДЕТИ НЕ УМЕЮТ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ 

Послетекстовые:

 

   «Верные-неверные утверждения»,

   «Тонкие и толстые вопросы»("тонкие"-простые вопросы,                 ответы есть в тексте,  "толстые"- вопросы, ответы на которые       "в голове") ,

  «Цепочка вопросов», "Синквейн"( имя сущ.+2 имени прил.+3 глагола-фраза-вывод(синоним)

    "Ромашка Блума"  (учимся задавать вопросы разных типов)

 

Один из приёмов данной технологии : соотнесение иллюстрации с текстом или создание детьми собственной иллюстрации.
 
Иллюстрации помогают одним учащимся закрепить   возникший    при чтении образ, другим - сформировать не до конца сложившиеся представления,

третьим - правильно  воссоздать то, о чем говорится в тексте.

 

В методической литературе выделяют четыре функции иллюстрации: просветительную (определенная   информация об окружающем мире, знакомство с   явлениями, формами реального мира, действительности),         функции наглядности, художественную и идейно- воспитательную.

 

    Я решила чуть дополнить данный приём.
Мы используем иллюстрацию в качестве графического образа слова, почему бы не иллюстрировать название географического объекта с помощью физической или политической карты?
Развитие образного мышления, зрительной памяти, понимания масштаба, способности позиционировать себя в пространстве относительно окружающих объектов и относительно сторон света- с этими задачами мы сталкиваемся на уроках окружающего мира, но этих  уроков определенно недостаточно. 
На любом  уроке, встретив в тексте географическое название, я открываю на сенсорной панели навигационное приложение "Яндекс. Навигатор" и показываю местоположение данного объекта на карте и дальность данного объекта от нас.
 
 
 
 
 
 

ЗАЧЕМ?