Моя любимая образовательная технология.
Метод проблемного обучения развивает умственную деятельность и умения самостоятельно добывать, анализировать и использовать знания.
Основой метода является создание ситуаций, какой-то проблемы, либо подведение учащихся к этой проблеме.
Приемы:
Создаю ловушки.
Этапы:
1) возникновение (постановка) проблемной ситуации;
2) осознание сущности затруднения (противоречия) и постановка проблемы (формулировка проблемной задачи);
3) поиск способа решения проблемной задачи путем итерации догадок, гипотез и т.п. с попыткой соответствующего обоснования;
4) доказательство гипотезы;
5) проверка правильности решения проблемной задачи.
Необходимо давать детям возможность экспериментировать и не бояться ошибок, воспитывать у учащихся смелость быть не согласным с учителем.
Часто использую данную технологию на уроках литературного чтения :
создаю ситуацию неожиданности;
ситуацию конфликта;
ситуацию несоответствия;
ситуацию неопределенности;
ситуацию предположения;
ситуацию выбора.
Проблемная задача может применяться на любом этапе урока:
- при проверке домашнего задания. Например: Что ещё мы можем узнать из текста летописи о жизни наших предков? Ребята почерпнули разную информацию из энциклопедии (существовали ли на Руси города, какой веры придерживались русичи);
- при изучении нового материала. Характеризуя героев произведения М. Лермонтова «Ашик-Кериб» предлагаю вспомнить, как говорится о девичьей красоте в русских сказках, выбрать пословицы, в которых упоминаются лучшие черты женского характера, высказать своё мнение; обращаю внимание на образ Святого Георгия в мусульманской сказке, подталкивая детей на поиск информации о важнейшей фигуре в русской истории;
- при актуализации изученного материала. Изучая сказку П. Ершова «Конёк-горбунок», ставлю проблемный вопрос: Почему Иван стал хозяином чудесных коней? Как ты объяснишь поступки братьев?
- на этапе контроля предлагаю написать отзыв на прочитанное произведение.
Решение проблемного вопроса может быть организовано в форме диспута, деловой игры, самостоятельного поиска. Например, изучая произведение В.Ю. Драгунского «Что любит Мишка», определили антоним к слову любовь, тем самым подвела детей к диспуту о чувстве ненависти. Ребята не только высказывали своё мнение, приводили примеры, но и учились диалоговому взаимодействию.
Часто использую данную технологию на уроках окружающего мира, предлагая детям две разные версии, две разные теории, прошу определить: кто прав, а кто-нет.
Год назад, в конце октября, мы с детьми ездили в Нижний Новгород.
На площади Минина и Пожарского к нам подошли двое молодых мужчин с видеокамерой. Издалека им показалось, что перед ними группа подростков, блогеры захотели задать пару каверзных вопросов о предстоящем праздновании и снять об этом смешной материал.
Сползающая улыбка на их лицах после подробного рассказа о событиях 1612 года из наших уст дала понять , что ребятам намеченное снять не удалось. Веселое видео о бестолковых подростках не вышло.
Эту ситуацию я использовала в качестве мотивирующего приёма "Яркое пятно" на прошлом внеурочном занятии "Разговоры о важном", предложив представить детям ситуацию, что на территории площади вместо меня и моих детей оказались они.