Кучина Наталья Евгеньевна 
  Учитель начальных классов 

   г.о. Люберцы

  +79266965634

  +7(495)5014218

Технология проблемного обучения

⁠Моя любимая образовательная технология.

 

Метод проблемного обучения развивает умственную деятельность и умения самостоятельно добывать, анализировать и использовать знания.

Основой метода является создание ситуаций, какой-то проблемы, либо подведение учащихся к этой проблеме.

                                           

       Приемы:

  •       Эврестическая беседа(взаимосвязанные вопросы один за      другим подводят учащихся к решению проблемы).
  •       "Задание на ошибку".
  •       Практическое задание с затруднением(невыполнимое              задание).
  •       Одновременное представление противоречивых фактов.
  •       "Яркое пятно"(смотрите ниже).
  •        Проблемное изложение( рассказываю о противоречиях,        возникших перед исследователями, либо выдвигаю                      несколько разных точек мнения).       

       Создаю ловушки.

           Этапы:       

             1) возникновение (постановка) проблемной ситуации;

          2) осознание сущности затруднения (противоречия) и постановка проблемы (формулировка проблемной задачи);

          3) поиск способа решения проблемной задачи путем итерации догадок, гипотез и т.п. с попыткой соответствующего обоснования;

          4) доказательство гипотезы;

          5) проверка правильности решения проблемной задачи.                                    

        Необходимо давать детям  возможность экспериментировать и не бояться ошибок, воспитывать у учащихся смелость быть не согласным с учителем.

Часто использую данную технологию на уроках литературного чтения :

                                                             создаю ситуацию неожиданности;

                                                                                     ситуацию  конфликта;

                                                                                    ситуацию несоответствия;

                                                                                    ситуацию неопределенности;

                                                                                    ситуацию предположения;

                                                                                     ситуацию выбора.

 

Проблемная задача может применяться на любом этапе урока:

- при проверке домашнего задания. Например: Что ещё мы можем узнать из текста летописи о жизни наших предков? Ребята почерпнули разную информацию из энциклопедии (существовали ли на Руси города, какой веры придерживались русичи);

- при изучении нового материала. Характеризуя героев произведения М. Лермонтова «Ашик-Кериб» предлагаю вспомнить, как говорится о девичьей красоте в русских сказках, выбрать пословицы, в которых упоминаются лучшие черты женского характера, высказать своё мнение; обращаю внимание на образ Святого Георгия в мусульманской сказке, подталкивая детей на поиск информации о важнейшей фигуре в русской истории;

- при актуализации изученного материала. Изучая сказку П. Ершова «Конёк-горбунок», ставлю проблемный вопрос: Почему Иван стал хозяином чудесных коней? Как ты объяснишь поступки братьев? 

- на этапе контроля предлагаю написать отзыв на прочитанное произведение.

Решение проблемного вопроса может быть организовано в форме  диспута, деловой игры, самостоятельного поиска. Например, изучая произведение В.Ю. Драгунского «Что любит Мишка», определили антоним к слову любовь, тем самым подвела детей к диспуту о чувстве ненависти. Ребята не только высказывали своё мнение, приводили примеры, но и учились диалоговому взаимодействию.

      Часто использую данную технологию на уроках окружающего мира, предлагая детям две разные версии, две разные теории, прошу определить: кто прав, а кто-нет.

 

 Год назад, в конце октября, мы с детьми ездили в Нижний Новгород.

На площади Минина и Пожарского к нам подошли двое молодых мужчин с видеокамерой. Издалека им показалось, что перед ними группа подростков, блогеры захотели задать пару каверзных вопросов о предстоящем праздновании и снять об этом смешной материал.
Сползающая улыбка на их лицах после подробного рассказа о событиях 1612 года из наших уст дала понять , что ребятам намеченное снять не удалось. Веселое видео о бестолковых подростках не вышло.

Эту ситуацию я использовала в качестве мотивирующего приёма "Яркое пятно" на прошлом внеурочном занятии "Разговоры о важном", предложив представить детям ситуацию, что на территории площади вместо меня и моих детей оказались они.